ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Инструкция: Обжалование решений налоговой инспекции. Как подается апелляционная жалоба на решение ФНС

2024-05-13

Юриспруденция

Инструкция: Обжалование решений налоговой инспекции. Как подается апелляционная жалоба на решение ФНС

Рассмотрим:

  1. Порядок обжалования решения ФНС;
  2. Как выглядит жалоба в ФНС;
  3. Как подать иск в суд на налоговую инспекцию.
Мишаева Евгения

5 мин

Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными. Каким образом происходит обжалование решений налоговой инспекции? Какие действия можно обжаловать? И какие документы нужны? Обо всем этом поговорим в данной статье.

Порядок обжалования решения ФНС

Изменение решения налоговой инспекции возможно через подачу жалобу или возражения в ФНС. Жалоба в ФНС - это письменное обращение, в котором вы описываете несогласие с нарушением, приводите аргументы и подтверждаете их документами.

На что ориентируемся при рассмотрении вопроса?
Глава 19 НК РФ.

Порядок обжалования решения ФНС содержит этапы, которые условно можно разделить на:

Досудебное обжалование решений налоговых органов.

  1. Изучение заключения в ходе проверки налогового органа.
  2. Составление возражения и подача его в налоговой орган.
  3. После получения возражений в течение десяти дней инспекция назначит день рассмотрения материалов проверки. 
  4. Получение от налоговой приглашения на рассмотрение вашего возражение.(на него необходимо ответить, иначе, возражение рассмотрено не будет).
  5. Дача устных пояснений касаемо представленного возражения.
  6. Проведение дополнительной проверки, в случае, если представленные вами требования покажутся налоговой достаточным основанием для детального исследования вопроса.
  7. Составление дополнительного акта к результатам проверки(в случае удовлетворения возражения). 
  8. Обжалование дополнительного акта(если итоги проверки вас не устроили).
  9. Вынесение решения на возражение.

Судебное обжалование решений налоговых органов

  1. Подача искового заявления в суд.
  2. Последующее разбирательство в апелляционной и кассационной инстанции.

Мы с вами пошагово разберем каждый из них. Пройдемся по срокам, нюансам подачи, а также составляющих того или иного документа.

Жалоба в ФНС

Основания для обжалования

  1. Неправильное оформление актов проверки.
  2. Пропуск сроков и процедурных нарушений.
  3. Отсутствие должных подписей в документах.
  4. Несогласие с суммой начисленного налога.
  5. Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  6. Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  7. Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  8. Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  9. Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  10. Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  11. Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  12. Непринятие возражений на проверочный акт.

Куда подается жалоба в ФНС?
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, через налоговый орган чье решение обжалуется. 

Что обжалуем?
Итоги выездной или камеральной проверки.

Что должна включать в себя жалоба в ФНС?
В жалобе должны содержаться:

  1. Ваши данные. Это наименование организации или ф. и. о. предпринимателя, адрес с индексом, ИНН. Укажите также адрес электронной почты и номера контактных телефонов;
  2. Реквизиты обжалуемого решения;
  3. Наименование ИФНС;
  4. Основания, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены.
  5. Мотивировочная часть жалобы. Указывайте в ней все нарушения допущенные ИФНС, в том числе и процедурные. Если о каких-то своих претензиях вы в жалобе не заявите, то суд впоследствии их учитывать не будет;
  6. Ваши требования. Например, отменить решение полностью или в части. Учтите, что требовать полной отмены решения вы можете даже в том случае, если в жалобе привели доводы не по всем его пунктам. Решение все равно будет считаться обжалованным целиком, а обязательная процедура обжалования будет соблюдена в отношении всех его эпизодов. В дальнейшем вы сможете обжаловать в суде любую часть решения, включая и те его пункты, по которым вы доводы в своей жалобе не заявляли
  7. Способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
  8. Подпись руководителя организации/ИП или представителя. В последнем случае к жалобе нужно приложить доверенность или ее нотариально заверенную копию.
  9. Также к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщик

Кто подписывает жалобу?
Жалобу подписывает руководитель организации, ИП или представитель по доверенности.

В каком виде подается апелляционная жалоба на решение ФНС?
Возражение и апелляционную жалобу со всеми документами можно подать одним из трёх способов:

  • принести лично в канцелярию или окно приёма документов налогового органа;
  • отправить по почте заказным письмом с описью вложения;
  • в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Если жалобу удовлетворили на первой стадии обжалования, то…
ФНС может принять решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. Они могут длиться не больше одного месяца. В ходе таких мероприятий инспекторы могут:

  • истребовать документы у вас или ваших контрагентов;
  • допрашивать свидетелей;
  • проводить экспертизу.

Что составляется в ходе дополнительной проверки?
В течение пяти рабочих дней ФНС выдаст дополнение к акту налоговой проверки. 

Итог рассмотрения жалобы

  • полностью поддержать решение инспекции и оставить начисленный налог, пени и штраф;
  • полностью отменить решение налогового органа;
  • отменить частично решение инспекции, снизить налог и пересчитать пени и штраф.

В какой срок происходит обжалование решений налоговой инспекции?
Обычная жалоба - 1 год с момента, как вам стало известно о нарушении.

В течении какого времени ФНС выносит решение?
Решение выносят в течение пяти рабочих дней с даты рассмотрения.

По каким причинам ФНС может отказать в рассмотрении жалобы?
УФНС оставит жалобу без рассмотрения, если:

  • жалоба подана в ненадлежащей форме либо не подписана;
  • в жалобе нет реквизитов обжалуемого решения;
  • нарушен срок подачи жалобы, при условии что она не содержит ходатайства о восстановлении срока или такое ходатайство оставлено без удовлетворения;
  • ИФНС сообщила об устранении нарушения прав налогоплательщика до вынесения решения по обычной жалобе;

Составляем иск в суд на налоговую инспекцию

В каких случаях апелляционная жалоба на решение ФНС подается через суд?

  1. Если ваша жалоба оставлена без удовлетворения;
  2. Если решение ИФНС отменено только в части;
  3. Если решение по поданной вами жалобе не принято УФНС в установленные сроки.

Срок подачи иска?

  • 3 месяца со дня вынесения решения предсудебной инстанции по вашей жалобе.
  • апелляционная жалоба на решение ФНС - 1 месяц.
  • 2 месяца для кассационной жалобы.

! Разрешение налоговых споров происходит в два этапа: подача жалобы в ФНС и подача искового заявления в суд. Причем первое является обязательной предпосылкой второго!

Куда подается иск в суд на налоговую инспекцию?
В арбитражный суд с требованием признать недействительным решение налогового органа.

Составляем иск

В иске обязательно нужно прописать:

  1. наименование суда;
  2. данные истца: ФИО гражданина или название организации, адрес, телефон;
  3. данные ответчика: наименование и адрес налоговой службы;
  4. обстоятельства дела и какие права были нарушены;
  5. информацию о соблюдении претензионного порядка;
  6. ссылки на законодательство;
  7. требования к ответчику;
  8. список документов;
  9. дату и подпись.

Кроме того, прямо в иске вы можете ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, о приостановлении решения налоговой и т.д.

Какие документы прикладываем к иску?
Документы, предоставляются в копиях, поэтому их нужно заверить. На каждой странице пишете «копия верна», ставите свою подпись и расшифровку и печать.

  •  Примерный список документов:
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • документ, подтверждающий отправку иска ответчику и третьим лицам;
  • решение ИФНС, которое оспаривается;
  • претензия;
  • документ, подтверждающий отправку претензии;
  • письменные доказательства;
  • доверенность (если в суд для спора о налогах идет представитель).
  • выписка из государственного реестра.

Разрешение налоговых споров: обучение

Составление жалобы и искового заявления всегда требует наличие специальных знаний и навыков. Чтобы лучше разбираться во всех нюансах подачи и последующего продвижения заявления, необходимо всестороннее изучение вопроса. ЕВИДПО предлагает программу обучения по направлению “Юриспруденция”. Обучение проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома.

Например курс Специалист договорного отдела . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

Признание недействительным решение налогового органа происходит путем подачи жалобы в органы ФНС. Результаты спора оформляются в соответствующий акт и высылаются второй стороне. Как правило решение по жалобе принимается в течении 5 дней. Последующее обжалование решений налоговой инспекции через арбитражный суд.

Посмотрите все курсы по направлению Юриспруденция

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4